- В состав образовательно-производственного кластера строительной отрасли вошли представители организаций, которые специализируются в различных областях городской жизни: проектировании, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и производстве строительных материалов, - рассказал при встрече с нашим корреспондентом директор Бузулукского строительного колледжа Николай Горько.- Отмечу, что в кластере состоят 45 организаций.
Теория плюс практика.
- Что стало причиной создания кластера?
- Мы стремимся улучшить качество и уровень подготовки наших студентов. Именно поэтому мы обратились к ведущим предприятиям с предложением создать организацию, которая впоследствии получила название «кластер».
- Какие плюсы от кластера получают студенты?
- Это ранняя профориентация, которая начинается ещё на этапе обучения. Работодатели знакомят студентов с условиями труда и оплаты. Для студентов это имеет свои преимущества: отпадает необходимость в практике. Они могут уже во время обучения работать на своих будущих рабочих местах, что значительно облегчает им поиск вакансий.
- Есть ли у вас статистика о трудоустройстве студентов?
— Процент трудоустройства наших студентов по выбранному ими направлению составляет 85,5%.
Перспектива от АСПЕКТА
Одной из компаний, активно участвующих в деятельности кластера, является группа компаний АСПЕКТ-С, занимающаяся производством товарного бетона и раствора. В этой организации уже есть успешный опыт трудоустройства студентов, которые проходили практику на их предприятии.
- Почему группа компаний АСПЕКТ-С-С решила присоединиться к кластеру?
— С вступлением в образовательный кластер у нас появилась возможность проводить работу со студентами более системно. Мы открыли для себя множество интересных направлений. Мы считаем, что наша главная цель — помочь молодым специалистам глубже понять свою профессию и приобрести ценные навыки, - ответила на вопрос директор группыкомпаний АСПЕКТ-С Лолиттта Гуменская.
- Профориентационная работа начинается ещё в школе. На этапе выбора специальности у каждого есть возможность познакомиться с особенностями и спецификой различных профессий. Как говорится, каждый может увидеть всё своими глазами и сделать осознанный выбор. Поэтому я считаю, что этот проект интересным, мы с удовольствием принимаем в нём участие и активно работаем.
— Когда студенты проходят у вас практику, как это происходит и какие навыки они приобретают?
- Стажировка у нас проходит в рамках производственной практики. Ребятам мы определяем рабочее место в зависимости от их специальности, закрепляем наставника, обеспечиваем доставку до рабочего места, выдаем спецодежду и проводим инструктаж по т\б. То есть каждый студент вместе с наставником изучает ручной инструмент, должностныеинструкцию, различные регламенты, которые предусмотрены по данной работе. У нас есть возможность пройти практику по двум направлениям: в сфере производства, например, в лаборатории или на заводе; в области финансов, например, в качестве экономиста, бухгалтера или финансиста. Мы анализируем результаты, и, если студент видит для себя перспективы в развитии в нашей компании, предлагаем ему трудоустройство. Также мы принимаем сотрудников на лето для выполнения сезонных работ.
- Есть ли примеры успешного трудоустройства?
-У нас есть как примеры работающих студентов, так и тех, кто уже окончил учебное заведение и пришел к нам на работу. Например, Кирилл Зуенко, окончив БСК и пройдя практику на нашем предприятии, стал менеджером по продажам. А Анастасия Кшнякинаработает начальником отдела по управлению персоналом. Есть и другие примеры студентов, которые совмещают учёбу с работой. Например, Владислав Алясов работает лаборантом и учится по гибкому графику, который он согласовал с учебным заведением.
- К вам приходит новое поколение. Чтобы о них вы могли бы сказать?
— На самом деле все студенты обладают различным уровнем знаний и подготовки. Однако можно с уверенностью сказать, что даже если у человека отличные теоретические знания, без практики он не сможет стать хорошим специалистом. В наше время производство развивается стремительно, а учебные заведения не всегда успевают адаптироваться к новым требованиям. Поэтому, чтобы стать настоящим профессионалом, нужно совмещать теорию с практикой. Мы стремимся развить у своих подопечных такие качества, как системность, ответственность, соблюдение сроков, а также умение чётко выражать свои мысли и понимать сухой язык регламентирующих документов.
Студенты, которые проходят практику в нашей организации, успешно справляются с этими задачами. Они являются лучшими из лучших. У них есть задор, есть энергия, есть желание двигаться вперед.
- Может быть в скором времени работа на заводе станет престижной?
—Пока это серьёзная проблема. Сегодня рынок труда не в состоянии удовлетворить все потребности растущего бизнеса. Многие молодые люди не хотят работать на заводе, хотя это надёжный и интересный вариант, который позволяет развиваться как профессионал.
В какой-то момент произошла подмена понятий. Помните, раньше все хотели стать юристами, потом экономистами, а затем блогерами? При этом престиж рабочих профессий снижался. Я надеюсь, что благодаря проводимой в стране политике, различным мероприятиям и объединениям, а в том числе и кластеру, мы сможем изменить ситуацию. Тренды изменятся, престиж рабочих профессий поднимется, и рабочие места будут заполнены. Без этого невозможно развитие производства в России.
Владислав Алясов — студент Бузулукскогостроительного колледжа, обучающийся на факультете «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог, аэродромов и городских путей сообщения». Во время прохождения учебной практики в компании «АСПЕКТ-С» он проявил себя с наилучшей стороны, и после её завершения его пригласили на работу.
— Я ещё не закончил колледж, поэтому совмещаю работу и учёбу, - рассказывает Владислав. - Это не сложно, потому что у меня уже есть чёткий график: в одни дни я учусь, а в другие — работаю. После окончания колледжа я планирую продолжить работать.
На работе тоже круто.
Архитектурное бюро «Крутодома» под руководством Артема Жданова создают уникальные проекты общественных пространств, зданий и интерьеров.Бюро также входит в состав кластера, и некоторые студенты строительного колледжа после прохождения практики задерживаются здесь надолго.
- То, что был организован кластер - это здорово, - говорит Артем Жданов, директор и основатель дизайн-бюро «Крутодома». – Мы сообща готовим молодых специалистов, которые всегда открыты к новым задачам.
- А чем интересны молодые специалисты?
- Молодые специалисты интересны уже тем, что в них много энергии, они готовы поддерживать любую новую идею. И не только поддержать, но и реализовать её.
- Как проходит практика у архитекторов?
- Мы, как и положено, сначала беседуем и выясняем, что интересно нашим новым сотрудникам, чем они хотели бы заниматься и в каком проекте хотели бы участвовать. Затем мы проводим вводный инструктаж, показываем, где находится кухня, а после — их рабочее место. После этого мы распределяем их по конкретным объектам и направлениям и подробно объясняем, что им предстоит делать.
- Вы доверяете своим студентам?
-Конечно, хотя цена ошибки порой бывает велика.Однако мы всегда лавируем, ищем пути решения, проверяем и стараемся всегда предложить что-то интересное, соответствующее ожиданиям студентов.
- Бывали ли случаи трудоустройства после практики?
— Конечно. Сегодня утром мы обсуждали стратегию развития компании с молодой специалисткой Дарьей. Наша Даша — пример того, как важно проходить практику в профессиональной среде. Она по-хорошему трепет нам нервы, рассказывает интересные фишки, короче болеет за рабочий процесс. Ей не всё равно, и это приятно.
- Как вы оцениваете подготовку колледжа? Есть ли у студентов желания работать?
- Без желания работать мы никого не берём. Подготовка у колледжа весомая и серьёзная. Ребята приходят уже со знаниями по комплексной программе и навыками оформления чертежей. Нам остается только рассказать о тонкостях и нюансах нашей профессии и где что посмотреть.
Мирон Терентьев- студент 4 курса Бузулукскогостроительного колледжа. Его специальность- «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Он также совмещает работу в «Круто дома» и учёбу в БСК.
- Попал я сюда по счастливой случайности, - рассказывает Мирон. – Пришёл на практику и понял, что хочу здесь остаться, совмещая свободное посещение в колледже и работу в архитектурном бюро. Оказалась, что практика и теория- это разные вещи. Они как бы дополняют друг друга, но дело- гораздо интересней. Здесь есть момент- я ощущаю пользу от своих действий. Как молодой сотрудник, я еще не профессионал, но я совершенствую свои навыки, чтобы быть более полезным.
По итогам встреч и бесед корреспондент Ольга Сухорукова сделала вывод, что кластер, основанный на взаимной выгоде между компаниями и учебным заведением, успешноработает.