В погоне за прибылью недобросовестные продавцы пытаются продать побольше и взять на себя минимум ответственности. Нередко с покупателями заключается договор, условия которого ущемляют его права.
Но уже с 1 сентября у потребителей появится больше возможностей для защиты своих прав, в том числе в случае судебного разбирательства. А все потому, что начнет действовать обновленная редакция статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», в котором будут перечислены конкретные примеры дискриминации. Вот некоторые из них.
Недопустимо условие в договоре об одностороннем изменении его условий либо отказе от исполнения договора. Такими договорными условиями часто "грешат" банки и страховые компании в типовых договорах.
Незаконны являются дополнительные товары (работы, услуги) "в нагрузку" к основным. Условия договоров, влекущие приобретения одних товаров или услуг на условиях приобретения недопустимо. Типичным примером является навязывание банком договора личного страхования при выдаче кредита.
Незаконно ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Этому положению противоречит, в частности, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «подарочные карты возврату не подлежат».
Принуждение покупателя на предоставление персональных данных. На практике отказ покупателя на предоставление персональных данных сопровождается угрозой отказа продавца от сделки, теперь это противозаконно.
В общей сложности в Законе будет перечислено 14 условий и ситуаций, признаваемых недопустимыми. При этом перечень остается открытым, а действие изменений распространяется на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Предполагается, что принятые нормы заметно снизят количество злоупотреблений со стороны недобросовестных продавцов.
