Специалисты Роспотребнадзора напоминают родителям о том, как важно знать и понимать принципы рационального питания и правила гигиены питания, соблюдение которых имеет ключевое значение в сохранении здоровья ребенка.
Принцип 1
Четкий режим питания. Предусматривает три основных приема пищи - завтрак, обед, ужин, а также два перекуса - второй завтрак и полдник. Питание в определенные часы способствует полноценному усвоению пищи и предотвращению желудочно-кишечных заболеваний.
Для учащихся первой смены оптимальными будут следующие часы приема пищи:
- Первый завтрак дома: в 7:00–8:00
- Второй завтрак: 10:30–11:00
- Обед: 13:00–14:00
- Полдник: 16:30–17:00
- Ужин: 19:00–20:00 (не позже, чем за полтора часа до сна)
Для детей, обучающихся во вторую смену:
- Завтрак: 7:00–8:00
- Обед: 12:00–12:30
- Полдник: 15:00
- Ужин: 20:00–20:30
Принцип 2
Адекватная энергетическая ценность рациона. Полностью компенсирует, но не превышает энергозатраты ребенка. Необходимо учитывать возраст, пол, физическую конституцию и интеллектуальную физическую активность. В среднем совокупная энергетическая ценность рациона в сутки должна соответствовать, в зависимости от возраста:
- 7–11 лет: 2300 ккал
- 11–14 лет: 2500 ккал
- 14–18 лет: до 3000 ккал
Принцип 3
Сбалансированность и гармоничность состава рациона по всем пищевым компонентам: белки, жиры, углеводы, макро и микронутриенты. Их содержание необходимо поддерживать в соотношении примерно 1:1:4 по массе и по калорийности 10–15%:30%:55–60% соответственно. Содержание растительных и животных белков должно быть в соотношении 2:3. Жиры — преимущественно растительные.
Принцип 4
Обеспечение разнообразия продуктов питания, формирующих рацион. В питании обязательно должны присутствовать разнообразные молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи, фрукты, орехи, растительные масла.
Принцип 5
Обеспечение высоких органолептических и эстетических качеств блюд. Следует избегать монотонности и однотипности меню для предотвращения приедаемости.
Принцип 6
Щадящая кулинарная обработка. Обеспечивает микронутриетную сохранность продуктов при приготовлении блюд. Например, запекание, варка, приготовление на пару. Нужно ограничить или исключить жарения и приготовления во фритюре.
Принцип 7
Приготовление блюд преимущественно из свежих продуктов. Здесь не стоит забывать о сезонности. Допустимо использовать свежезамороженные ингредиенты. Обеспечение биологической безопасности питания.
Принцип 8
Обеспечение достаточного временного резерва для неспешного приема пищи. Необходимо выделять не менее 20-30 минут для каждого основного приема пищи и 10-15 минут для перекусов.
Принцип 9
Если организация питания, принятая в конкретной школе, не одобрена родителями, необходимо обеспечить своего ребенка набором продуктов, компенсирующим пропускаемый прием пищи. Причем, при выборе перекуса, который ребенок возьмет с собой, необходимо предусмотреть сохранность его свежести на протяжении как минимум 4-5 часов. Соответственно, исключаются скоропортящиеся компоненты.
Принцип 10
Важно продумать упаковку, которая сохранит целостность перекуса. Оптимально — пластиковый контейнер. Можно взять с собой фрукт (яблоко, грушу, банан) и орехи 30-40 грамм, бутерброд с сыром или запеченным мясом (важно не использовать сливочное масло и майонез — эти компоненты уменьшают срок хранения бутерброда), дополнив его свежим огурцом или брусочками моркови. Несмотря на то, что в школах обеспечен беспрепятственный доступ к чистой питьевой воде желательно дополнительно давать школьнику с собой бутылочку питья (холодный чай, морс, негазированную воду).
К наиболее распространенным ошибкам в питании школьника относятся: отказ от завтрака, питание преимущественно полуфабрикатами, использование в качестве перекуса высокоуглеводных продуктов, дефицит употребления рыбы, недостаточное употребление овощей и фруктов, употребление кофеинсодержащих энергетических напитков.
Стоит помнить, что питание детей школьного возраста, при грамотной организации, должно обеспечить организм всеми пищевыми ресурсами, которые помогают в полноценном развитие растущего организма в условиях интенсивных интеллектуальных нагрузок.
