Сеть новостных сайтов: Оренбург Соль-Илецк Бузулук
Главная » Архив новостей

Магия звука и света

18 июля 2024, 21:34
Вы когда-нибудь задумывались, кто создаёт ту атмосферу, которая завораживает вас в театре, на концерте или шоу? Кто делает так, что свет становится живым? Это художники по свету и звукорежиссёры, а если назвать эти должности поскромнее, то это звуко- и светооператоры, но суть от этого не меняется.
Магия звука и света

Вклад «бойцов невидимого фронта», то есть закулисная работа в создании театрального действия, не меньше, а порой и значительно больше, чем работа режиссёра или артистов на сцене. Мы попросили Александра Черкасова – мастера звука и светового дела ответить на наши вопросы. 

 

– Александр, расскажите, что подразумевает работа звукооператора?

 

– Звукооператор отвечает за создание звуковых образов, формирование общей концепции за запись, микширование и обработку звука. Если не вдаваться в подробности, то наша работа подразумевает создание качественного звучания. И скажу я вам, это не просто работа, это почти диагноз, этим надо болеть. Никакая просто звукоусиливающая аппаратура не передаст оригинальность звучания, а голос порой бывает просто скучен, и чтобы это хорошо было слушать – работает звукооператор.

 

– Как и на кого вы учились, где работаете?

 

–  Вообще-то я аккомпаниатор- баянист. С 2010 года я работаю в ДК «Юбилейный». По специальности –артист оркестра народных инструментов, закончил музыкальное училище, соответственно, по классу баяна. Иногда играю в коллективе народных инструментов «Вольница» и аккомпанирую в хоре казачьей песни «Станица». Работа со звуком и светом у меня идёт параллельно.

 

– Как построена ваша работа?Находитесь с 9.00 до 18.00 или у вас ненормированный график? У вас есть помощники?

 

– Часы работы ненормированные, бывает, и до позднего вечера задерживаемся, когда концерт, а то и до утра засиживаемся на репетициях, и в выходные работаем. Мы пришли работать в культуру и этим надо жить. У меня помощников нет. В плане поднести–принести могут и помочь, а в других случаях всё упирается в ответственность, поэтому все делаю сам. 

 

– Как вы распознаёте звуки? Чей голос сделать тише, а чей громче?

 

– Я же в первую очередь музыкант, и на собственном опыте понимаю, как оно должно быть. Когда включаем в том же интернете музыку, то слышим, как звучат инструменты, кто солирует, кто аккомпанирует, где какой инструмент играет. Диссонанса нет – значит всё в порядке. Звукооператор слышит немного больше, чем остальные, поэтому чувствует и контролирует, чтобы не резало слушателю ухо, а уж дальше совершенству нет предела. 

 

– А вы кого слушаете?

 

– Да всех слушаю. Слушаю рок, хорошо отношусь к Агутину – у него аранжировки шикарные. Шнуров – мастер своего дела и большой профессионал, нравится Валерий Кипелов. 

 

– Можете ли вы сказать, что знаете оборудование, как свои пять пальцев? Или же аппаратура совершенствуется и приходится постоянно учиться, следить за тенденциями и узнавать что-то новое?

 

– Рынок постоянно обновляется, в связи с этим постоянно приходится развиваться и обучаться. Буквально лет десять назад я первый раз поехал на конгресс звукорежиссёров в Самару и нам показывали цифровой микшерный пульт. Мы тогда посмотрели и подумали, что до нас подобное дойдёт нескоро. А через пару лет появилась сначала в Оренбурге подобная аппаратура, потом и в Бузулуке. 

 

– В спектакле «Мастер и Маргарита», который ставили районные артисты театра «Луна», все зрители обратили внимание на эффектные звуковые и световые детали. Это ваша работа?

 

– Ну не совсем. Я со звуком там особо не работал, только со светом. А вообще, в любом спектакле нет свет и звук – половина успеха. Если нет надлежащего звука – не интересно слушать, а если нет света – не интересно смотреть. Это даже в тех случаях, если артисты талантливы и харизматичны. 

Конкретно в этом спектакле я больше был ответственен за работу осветителя. Однажды я видел в театре Санкт-Петербурга, как они выставляют свет и какие используют световые эффекты. Театр был в Бузулуке на гастролях с аналогичным спектаклем.  Режиссёр показал картинку, я всё понял, а техник и человек со световой партитурой объяснили мне, как и что должно выглядеть в конечном итоге. Когда делали спектакль в районе, я уже понимал, где-что лучше и эффектнее.  При помощи осветительных приборов доводил всё до ума. Спектакль получился классным. Но это работа целой команды.  

 

– Что входит в задачи осветителя?

 

– Осветитель – специалист по правильной расстановке освещения в студии или на сцене. Светооператор работает чисто на своей фантазии. Он отвечает за всё осветительное оборудование во время постановки, обслуживает его, монтирует. А в наши задачи входит много чего: услышать режиссёра, придумать картинку, расставить лучи, подобрать цвета. Если что-то сломается – починить. 

 

– Что вы думаете о будущем профессии осветителя? 

 

– Я думаю, что и через 10 лет профессия не сильно изменится: поменяются инструменты, поменяется технология создания спектакля или концерта, а осветители всё так же продолжат светить и подчёркивать светом детали, то есть заниматься световым оформлением. 

 

– Что вас привлекает в работе больше всего?

 

– Меня когда-то в раннем детстве, ещё в детском саду, отдали в музыкальную школу. С тех пор я всегда с музыкой и всем, что её окружает, в том числе и с оформлением. И это стало для меня делом жизни. Мне повезло, я нашёл себя в профессии и с удовольствием продолжаю идти по этому пути.

ПОДЕЛИСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ в комментариях телеграм-канала Новости Бузулука!

Читать наши НОВОСТИ стало ещё удобнее в Telegram.




№ 56293

Похожие материалы