Судебная система откликается на все изменения времени. Законы часто меняются, вносятся все новые поправки, да и жизненные ситуации, рассматриваемые судами, теперь иные, нежели 10-20 лет назад. Практика Бузулукского районного суда – наглядное тому подтверждение.
Вспомним времена пандемии. Это было новое для всего человечества событие, внесшее изменения во все структуры жизни. В том числе – в судебное производство. В годы борьбы с COVID-19 одним из самых популярных дел в суде стало назначение наказаний за нахождение без средств индивидуальной защиты в общественном месте. Бузулукским районным судом почти каждый день рассматривалось по 3-4 таких дела. Справедливое наказание безответственных граждан побуждало бузулучан серьезнее относиться к требованиям закона. Благодаря действиям правоохранителей, административных комиссий и, конечно, судей, соблюдение масочного режима в Бузулуке удавалось поддерживать на должном уровне. А это было одно из главных правил борьбы с инфекцией.
Когда в Кремле объявили о снятии карантинных мер и заговорили о победе над ковидом, наступил новый виток истории – началась специальная военная операция. С этим событием связаны иные разбирательства в суде, такие, которых до этого момента в стране тоже никогда не было.
Так, например, Бузулукскому районному суду пришлось разбираться в тонкостях изменчивости норм русского языка и определять, является ли слово «бандеровщина» оскорблением. В одном из сёл района на общем собрании выступающий высказался в отношении оппонента, используя это слово. Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Бузулукского района человек, позволивший себе использование спорного термина, был признан виновным в совершении административного правонарушения (ч.1 ст.5.61 КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Оштрафованный подал жалобу, указав, что толковый словарь русского языка не признает прозвучавшие слова неприличными. Для решения спора, в Бузулукский районный суд была приглашена специалист-филолог. Эксперт пояснила, что данное слово и все, что с ним связано, если оно звучит в виде предложения, является оскорбительным выражением.
- Русский язык имеет свойство меняться, и под влиянием многих факторов слова меняют свое филологическое значение. Если до 2014 года этому слову не придавали такового значения, то в настоящее время, с точки зрения современной нормы русского языка, это слово является оскорбительным, - заключил специалист.
В итоге судья оставил жалобу без удовлетворения.
После объявления в стране частичной мобилизации судам вновь пришлось столкнуться с чем-то абсолютно новым, ранее не встречавшимся в практике. Так, бузулукскими судьями было рассмотрено несколько исков от мужчин, которые считали себя незаконно призванными в ряды Вооруженных сил России.
32-летний житель района в иске настаивал на том, что у него на иждивении находятся четверо несовершеннолетних и малолетних детей, жена не работает – следовательно, его обязаны оставить дома. Однако Бузулукским районным судом было принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
- Трое несовершеннолетних детей не являются родными детьми административного истца и его супруги, отец указанных детей не лишен родительских прав, и факт нахождения детей на иждивении административного истца в судебном порядке не установлен, - констатировал суд.
Другой бузулучанин уверял, что не может быть годен к мобилизации из-за болезни. Правда, при этом признал, что ранее проблемы со здоровьем не мешали ему осуществлять трудовую деятельность в нефтяной компании. Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста врач-хирург пояснил, что диагноз, установленный истцу, согласно Расписанию болезней, не является основанием для выставления категории «не годен к военной службе». В удовлетворении искового заявления мужчине было отказано.
Но не только новые темы внесли изменения в судебную практику. По-иному стали рассматриваться и уже привычные дела. Например, после того, как Верховный суд РФ в 2020 году рекомендовал коллегам повысить суммы компенсации морального вреда пострадавшим, в истории бузулукской судебной практики произошли существенные перемены.
Раньше граждане грустно шутили: напишешь в иске миллион, присудят 5 000 рублей компенсации. И действительно, порой суммы за моральный вред, взысканные с ответчиков, были смехотворными. Теперь же бузулучане стали охотнее обращаться в суд с подобными исковыми заявлениями, потому что поверили, что в Бузулукском районном суде их беда будет оценена по справедливости.
В практике Бузулукского районного суда, во исполнение рекомендации ВС, суммы компенсаций стали более существенными. Так, супружеская пара обратилась с иском к ГБУЗ «Бузулукская больница скорой медицинской помощи» о компенсации морального вреда, за то, что по вине врачей скончался их полуторагодовалый внук. Решением Бузулукского районного суда с ответчика в пользу истцов взыскано 700 000 рублей.
А сбитая на пешеходном переходе бузулукская журналистка, о беде которой писали многие СМИ, сумела доказать в суде, что испытала серьезные нравственные страдания из-за травм, полученных в ДТП. Местный суд пришел к выводу о взыскании с виновника аварии компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
Еще один показательный случай произошел прямо в здании суда. Один участник судебного процесса избил другого. Потерпевший обратился за компенсацией морального вреда, ведь он был не только сильно травмирован, но и унижен. Исследовав материалы дела, Бузулукский районный суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав с обидчика в пользу истца 50 000 рублей. И подобных примеров много.
Все чаще стали искать справедливости в суде потребители товаров и услуг. Бузулукский районный суд рассматривает спорные конфликты между клиентами и представителями бизнеса. Несколько автосалонов поплатились за навязывание услуг бузулучанам, строительные фирмы, чинившие крыши, вынуждены платить за заливы квартир, магазины – за некачественный товар, услугу и за иные нарушения.
Такова жизнь – что-то меняется, но неизменным остается одно – судебная система по-прежнему остается гарантом соблюдения закона. Работа Бузулукского районного суда строится на принципах объективности, всесторонности и полноты, соблюдения установленного конституционного принципа состязательности и равноправия сторон. Люди это знают и с каждым годом все больше доверяют служителям Фемиды.